Премия Рунета-2020
Пермь
-2°
Boom metrics
Политика1 сентября 2014 13:05

Первоклашка из Донецка: «Я выучусь на боксера. А если не разрешат драться, буду поваром»

В первый класс пермской школы № 63 пришли учиться сразу пять маленьких беженцев с Украины [фотогалерея]

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

У этих ребятишек один букет гладиолусов на пятерых. И форма чуть отличается от той, что на их будущих товарищах из 1 «Г». У всего класса - желтые жилетки в клеточку, а у них - серые вязаные (школа закупала для них форму в последний момент).

А в остальном украинские мальчишки и девчонки ничуть не отличаются от своих российских сверстников. Быстрехонько освоились за партами, с восхищением таращат глазенки на учительницу, Елену Ивановну Ершову.

Елена Ивановна проводит урок знакомства. Ребятишки с Украины тоже представляются: Эрика, Кирилл, Олег, Маргарита и Татьяна. Робеть в школе они уж точно не будут. Это же не спать, вздрагивая от звона разбитых стекол.

И пусть у маленьких беженцев пока нет айпадов и айфонов, как у их сверстников, школьную форму выдали в школе, а канцтоварами снабдили соцработники, но у малышей с Украины теперь в России есть главное - мирная жизнь.

Дети в Украине идут в 1 класс с шести лет. Вот и малыша из Донецка Олежку Козыря мама отдала в пермскую школу с шести с половиной. Олег говорит, что уже знает буквы.

- Я «Репку» читал, - хитро щуря голубые глазенки, говорит мальчик. И признается, что когда вырастет, то выучится на… боксера.

- Я уже умею драться как черепашки-ниндзя - это мой любимый мультик,- улыбаясь во весь рот, честно признается парень.

- Может, сначала нужно поговорить с соперником, прежде, чем в драку лезть? - советуем малышу.

- Если драться нельзя, тогда поваром буду.

А девочка из Луганска Маргарита Берлева и жительница Авдеевки (это под Донецком) Танюша Лаврова уже закончили на родине 1 класс. И точно знают, какой урок в школе самый интересный.

- Математика, - робко шепчет Маргаритка.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Труд, - авторитетно заявляет Танюша. Это ее мама укладывала спать в прихожей во время бомбежек. В коридоре стены несущие, более крепкие. И окон нет. Значит, не поранится осколками или шальной пулей.

- Жили месяц без света, два месяца без воды, потом решили спасать ребенка и стали беженцами, - рассказывает мама Ира.

Ирина по профессии воспитатель, а муж работал на коксовом заводе. В Перми работу пока найти не могут.

Работа - это сейчас главная забота все украинских беженцев.

- Я уже готова на любую, даже полы мыть, только бы самим денег зарабатывать, - вздыхает Марина Берлева, мама будущего математика Маргариты. В Перми она спасает от войны дочь и пятилетнего сына.

Марина с подругами ездили трудоустраиваться в Соликамск, на местный фанерный завод. Там обещали и работу, и жилье. Привели в барак, а там даже света нет.

- Нам сказали: что вы, на полу не поспите недельки две? А у меня двое мальцов. Я как с ними на полу? - недоумевает Марина.

Мама Эрики Хасановой работала в Лисичанске поваром. В Перми женщина пытается устроиться на хлебозавод.

- Возьмут - сразу жилье сниму возле школы, чтоб дочке удобней было учиться.

А мама Кирюши Венчеславского керамист-глазуровщик, семья бежала из Славянска.

- Когда стали бомбить город, мы надеялись отсидеться в деревне, но ее захватила нацгвардия. Предупредили - в поля и в лес не ходите, там мы растяжек наставили.

Видели и снайперш, что стреляют по ополченцам. И вертолеты, кружащие над самыми крышами.

Эрика, Кирюшка, Таня, Маргарита и Олег - пятеро первоклашек из 1»Г» в свои 6 и 7 лет уже много узнали о жизни. Как скрипят гусеницы танков, и как дрожит земля от взрывов во время атак «Градов». И как плачут мамы от неустроенности и тревоги за будущее. Но как бы ни было трудно украинским мамам обживаться на новой родине, в одном они непреклонны:

- Учебный процесс не должен прерываться.

И, слава богу, говорят, в Перми одели, обули, детей в школу собрали. И местные не попрекают куском хлеба. А не страшно жизнь с нуля на новом месте начинать? Страшно, признаются женщины. Но туда (они уже и не говорят «домой») возврата нет.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Там же ж все разбомблено. Школы, сады, больницы. Десять лет восстанавливать нужно. А нам детей учить нужно, - рассуждают беженки. И продолжают искать работу. Потому что уже через месяц-другой им придется покинуть гостеприимный пункт временного размещения в профилактории поселка Крым. И начинать жить в России самостоятельно.

.photoGalleryLink {width:655px;background:#2b2e33;display:block;margin-bottom:10px;padding-top:4px;padding-bottom:4px;}.photoGalleryLink a{display:block;color:#FFFFFF;text-align:center; font-size:16px;text-decoration:none;text-shadow:0px 1px 0px black;}.photoGalleryLink img{float:left;width:155px;height:103px;padding:7px 7px 7px 7px;;margin-right:-7px;/*padding-bottom:120px;*/background:#2b2e33;}

Смотрите фотогалерею: 1 сентября в Перми