Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Звезды16 октября 2014 17:00

Почтальон Алексей Тряпицын: «Я у Кончаловского снялся, потому что человек он хороший»

Для фильма, который оценили в Европе, режиссер вместо профессиональных актеров пригласил деревенских жителей [аудио, видео]
Источник:kp.ru

Фото: Архив "КП"

Заграничные мэтры гоняются за модными и очень дорогими сценаристами. Наши мастера киноленты знают, где искать такие закрученные сюжеты, что голливудским коллегам и во сне не приснится. Русская деревня. Еще не испорченная всевозможными благами цивилизации, заброшенная, но все же живая. Андрей Кончаловский снял про это фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Снял, показал на фестивале в Венеции, получил Серебрянного льва за режиссуру. В воскресенье фильм оценят российские зрители.

Но всего бы этого могли и не быть, не встреть съемочная бригада обычного почтальона из глухой деревушки в трехстах километрах от Архангельска. Алексей Тряпицын ни разу не актер, а в картине играет так, что за каждым движением следишь, настолько органичен. Накануне премьеры «Комсомолка» дозвонилась до почтальона и расспросила его, какого это, чувствовать себя звездой.

«КОНЧАЛОВСКОГО ТОЛЬКО ПЯТЬ МИНУТ МОЖНО СМОТРЕТЬ»

- Как вообще на вас вышли? Сценарий же заранее писали…

- Люди из съемочной группы рассказали, что все случайно получилось. Искали по всем деревням. И в последней неожиданно наткнулись на меня. Им нужен был именно почтальон. А я и есть почтальон. Из сорока других приглянулся!

- То есть они сразу к вам не ехали?

- Вначале была разведбригада из нескольких человек. Они снимали любительское видео, а потом Кончаловский его просматривал. Он мне и потом не рассказал, чем я ему так понравился. Может и не я вовсе, а местный колорит. У нас природа красивая. Север. Говорят, что вначале хотели «малой кавалерией» снять документальный фильм. А вышло, что все же большой получился.

- Небось, уговаривали вас долго?

- Не особо-то и уговаривали. Рассказали, что Андрей Кончаловский - хороший режиссер и человек хороший. Почему бы и нет для хорошего-то человека?

- Вы до этого его фильмы смотрели?

- Да как бы сказать, не то, чтобы все. Вроде бы как один и посмотрел. А на остальные никак времени нет. Их же надо с пониманием смотреть. Мне пяти минут хватает, чтобы оценить, стоит продолжать или нет. У Кончаловского, сами знаете, в первые пять минут смотреть как бы нечего. Потом уже нормально, но сначала у меня не особо получалось. Нельзя сказать нравится или не нравится…

- Фильм фактически снимался без сценария. Но как тогда рождались эпизоды?

- Все по ходу делали. Меня Кончаловский все спрашивал, как должно быть в реальности, а потом уже что-то свое добавлял. Например, интересовался, как картошку убирают. Попросил показать. А мне что, жалко? И вот все так спрашивал и спрашивал. Потом уже снимал этот момент. В диалогах иногда подсказывал мне, когда совсем ничего в голову не приходило. Но и лишнего ничего не придумывали.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«ХОТЕЛ МАЛЬЧИКА НАПУГАТЬ И САМ ЗАОРАЛ»

- Работать с Кончаловским понравилось?

- Мне он сначала представлялся по-другому. Ведь видишь в телевизоре, как он при параде в Каннах вышагивает. А так в реальности простой человек, обращался ко мне нормально. Даже как-то по-дружески. Приятное впечатление оставил.

- Что вам приходилось делать по сюжету фильма?

- Да то же, что и обычно. Хотя, в вертолете сцена была, так там было все по-настоящему. Или с кикиморой сцена, где требовалось напугать мальчика. И он реально так испугался, что даже я сам опешил. Вроде бы смеяться надо было, а я как заорал. Неловко было.

- В сценах про вашу работу, наверное, вообще просто было играть?

- А вот и нет! Сложно, хотя вроде бы и терпимо. Сам Кончаловский сказал, чтобы я просто был внимательным. Чтобы в камеру не глядел. Со вторым было сложнее. Еще и по правильной траектории перед камерой надо идти. Но я понял, что если делаешь, как скажут, все получается. Вот профессиональным актерам, а их было несколько человек, пришлось гораздо тяжелее. Для них все было непривычно. Но потом мы даже немного сдружились.

- Почтальона играть сложно, а быть почтальоном в реальности каково?

- Бывает всякое. Иногда на гулянку попадешь, а бывает и на похороны. Вообще так работать не очень-то тяжело. Это скорее со стороны кажется таким тяжким трудом. Я вот на лодке плаваю с шести лет, так что мне не трудно между деревнями передвигаться. Тем более сейчас есть сотовые телефоны, по которому позвонил, и тебя приехали вызволять. С ними гораздо проще. Еще ночевать приходилось в лодке по долгу службы. Но это скорее исключение. Сейчас если сильные проблемы проще сделать звонок товарищам.

- Как живет настоящая деревня?

- Тихо и понемногу. Сейчас с финансами туговато, все хозяйство держат, коровки там различные. Сено заготавливают. Выпивают понемногу. Так и живем . А когда зима наступает, можно вообще из дома не выходить. Читать книги, смотреть телевизор. В интернете копаться. Он у нас есть, хоть и слабенький. Так что есть чем заняться. Иногда целый день никто на улицу не выходит. Все же Север.

- В фильме есть сцена, где гуляет вся деревня, такая массовая пьянка. Это придуманный эпизод, или так действительно бывает?

- Это реальная сцена. У нас так проходит ежегодная ярмарка. Поэтому режиссеру что-то нас заставлять делать не пришлось. Все получилось само собой. Может только акценты у киношников направлены, как-то иначе.

- Вы, наверное, уже фильм посмотрели?

- Нет. Буду со всеми смотреть. Так даже интереснее.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Сюжет максимально реалистичен. Можно сказать, что фильм полудокументальный. Снимали его в прошлом году в Архангельской области, в Кенозерском национальном парке. Здесь расположена деревня Вершинино. 180 человек. До цивилизации можно добраться только на лодке. Главное связующее звено между двумя мирами – почтальон Алексей Тряпицын. Он развозит письма, газеты, журналы и пенсии не только по своей деревне, но и в самые отдаленные деревеньки поменьше. Где осталось от силы десять человек. Все они отлично знают друг друга и живут, как их предки жили на протяжении веков.