Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды21 ноября 2014 22:00

Сергей Бодров-старший: Давно хотел поработать с Джулианной Мур

Российский режиссер снял в Голливуде фильм с мировыми звездами в главных ролях

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сразу после Нового года в российский, а затем и в мировой прокат выходит грандиозное фэнтези «Седьмой сын» про захватывающую битву нечистой силы с прогрессивным человечеством. В этой голливудской картине с оглушительным бюджетом в $120 млн. заняты сразу две звезды самого крутого калибра: Джефф Бриджес («Король-рыбак», «Большой Лебовски», «Железная хватка») и Джулианна Мур («Ганнибал», «Конец романа», «Вдали от рая»). Но самое удивительное, что эту многообещающую картину снял российский режиссер Сергей Бодров-старший.

«Я не американский режиссер»

- В России у вас наверняка то и дело спрашивают: как это вы сняли кино в Америке с мировыми звездами? Вам не хочется в сердцах ответить, что вы давно американский режиссер и нет ничего удивительного в том, чем вы теперь заняты?

- Я не американский режиссер. Я русский режиссер, который работает в Африке, Америке, Азии. И мне это интересно. Да, этот вопрос действительно задают все время. «Почему вам дали там такую картину и бюджет?!» Я пытаюсь объяснять, что дело не во мне лично. Америка - это такая страна, что, если ты придумал что-то крутое или снял хорошее кино, тебя сразу заметят. И в этом отличие от нашей, например, страны. Эту картину я получил, конечно, благодаря «Монголу» (роскошный казахско-российско-германский байопик 2007 года о Чингисхане. - Авт.). Если бы «Монгола» снял поляк, то «Седьмого сына» тоже снял бы поляк.

- Не страшно было соглашаться?

- Волков бояться - в лес не ходить. Когда тебе предлагают такую работу, ты уже не думаешь: «Смогу ли я?» У тебя потрясающая команда, ты можешь позвать самых топовых людей. Мы думаем, что Голливуд - это американское кино. Нет, там работают люди со всего мира. Работать было легко и интересно. Многому научился.

- Правда, что Джулианну Мур и Джеффа Бриджеса уговорили лично вы? Вы были на тот момент знакомы с ними?

- Нет. Продюсеры спросили: «Кого ты хочешь?» У меня свой список, у них свой. Я говорю: «Эта роль для Джеффа Бриджеса». Они отвечают: «Он тоже в нашем списке». Джефф точно лег в роль, там было бы сложно снимать кого-то другого. Что касается Джулианны Мур, ее роль могли бы сыграть другие актрисы. Но я всегда хотел с ней поработать. А дальше продюсеры устроили встречу, как это там принято.

В дебрях спецэффектов «Седьмого сына» скрываются вечные истины о добре и зле. Фото: UPI Россия

В дебрях спецэффектов «Седьмого сына» скрываются вечные истины о добре и зле. Фото: UPI Россия

«Для Бриджеса купил бутылку водки»

- Все прошло гладко?

- Джеффа Бриджеса пришлось поуговаривать. Он снимался в «Железном человеке» - ему не нравится этот жанр, потому что много съемок в студии на blue screen (на синем фоне. - Ред.), компьютерной графики. Бывает, играть надо без партнера - его потом поместят в кадр. Джефф говорит: «Сергей, давай другое что-то снимем, без спецэффектов». Я не мог ему сказать, что у меня такие проекты не каждый день встречаются. Поэтому ответил: «Джефф, давай сначала этот фильм, а потом что-то другое». Давить я на него не стал, поговорили о жизни - как, что... Он живет в Санта-Барбаре. Еду на машине обратно, мне продюсеры звонят: «Ну как? Что там? Он согласился?» Я говорю: «По-моему, все нормально». За те два часа, что я ехал до дома, его агент перезвонил и сказал, что Джефф будет сниматься.

- Поговаривают, в процессе этих переговоров вам пришлось прибегнуть к тайному русскому оружию.

- Это было... В общем, я приехал с бутылкой «Столичной».

- С актерами такого класса трудно с непривычки? Может, позволяли себе спорить с вами?

- Если ты дельные вещи предлагаешь, никто не спорит. Другое дело, что они приходят со своими предложениями. Но все это было в репетиционном периоде.

- Есть ли принципиальные отличия наших актеров и голливудских?

- У нас, безусловно, есть очень хорошие актеры. Разница в том, что в Голливуде делают огромное количество фильмов. Качество литературного материала высокое, особенно на телевидении. У здешних актеров есть из чего выбирать. Поэтому они более известны и востребованны. Что говорить, они профессионалы, с ними интересно работать.

- Бюджет «Монгола» был $18 млн. А тут - целых $120. Ощущалась разница?

- С «Монголом» у меня было больше ответственности. Мы занимали деньги, я был там продюсером. Ситуация была гораздо сложнее. В новом проекте тоже были ограничения - надо было снимать строго по графику, поскольку каждый съемочный день дорого стоит. Но в целом я не думал о деньгах. Это другое кино.

- На съемках проблем не было?

- Финал фильма снимали в Канаде, высоко в горах. Сложные сцены. А там вдруг буря, молнии, снегопад. Спасатели нас срочно эвакуировали вертолетами. Боялись схода лавин. Мы переждали погоду и опять туда полетели.

- Вы общались с актерами после съемочного дня? В бар, может, ходили?

- Обычно ты так выматываешься, что уже никуда не идешь. Разве что в пятницу или в субботу идешь с кем-то выпить, поговорить. С Джеффом мы часто встречались - обсуждали, что будем снимать на следующей неделе.

Героиня Джулианны Мур жестоко наказывает обидчиков, убивая невинных. Но ведь довели девушку. Фото: UPI Россия

Героиня Джулианны Мур жестоко наказывает обидчиков, убивая невинных. Но ведь довели девушку. Фото: UPI Россия

«Зло всегда возвращается»

- Однажды вы сказали, что вам неинтересны современные сюжеты. Потому что вы все про эту жизнь уже знаете?

- Может быть, я так и сказал... Когда имеешь дело с мифом, понимаешь, что это веками проверенные истории. Они универсальны, понятны всем в мире. А современные истории интересны сегодня, а завтра, может, уже нет.

- Писатель Джозеф Дилейни, чей роман лег в основу вашего фильма, не очень известен в России. Вы с ним встречались?

- Он школьный учитель, в Англии его книги очень популярны. Он к нам приезжал на съемки, мы с ним разговаривали. Фильм снят по мотивам его книги, сюжет здорово переработали.

- Это чисто развлекательное кино, которое хорошо посмотреть всей семьей, взяв попкорна? Имеет ли смысл воспринимать его как притчу?

- Для меня смысл есть. Конечно, стоит пойти на этом фильм с семьей, детьми... Речь ведь идет о том, откуда берется зло. Вообще-то за него ответственны мы сами. Мы создаем это зло. Кто такие ведьмы? Их придумала инквизиция. И мы до сих пор этим занимаемся - создаем ведьм, пытаемся обвинить кого-то в наших несчастьях. Урожай плохой, засуха - а, вот кто в этом виноват! Но зло возвращается обратно. Оно никуда не девается.

- Ведьма, которую сыграла Джулианна Мур, наверное, довольно противоречивая?

- Да, она противоречивая. Ее обвинили в том, что она ведьма, и посадили в клетку. Стоит ли удивляться, что через много лет она возвращается в мир ведьмой? Мне кажется, в этом что-то очень современное, узнаваемое.

- Удается ли вам следить за российским кинематографом?

- Мне интересно, что делают молодые - Валерий Тодоровский, например. Юрий Быков снимает очень жесткое кино.

- Над чем работаете сейчас?

- Голливудских проектов много.

Но нет пока такого сценария, чтобы зацепил. Есть идея Жени Миронова и предложение от Тимура Бекмамбетова - реальное, интересное - снять фильм о полете космонавта Леонова. Я Тимура очень уважаю, интересно с ним.

- «Седьмой сын» - закономерное для вас развитие творческой карьеры или неожиданный финт судьбы?

- Тут огромный бюджет, да. Я спокойно к этому отношусь. Завтра будут делать что-то другое. Кино не зависит ведь от масштаба, бюджета. Фильм или запомнили, или забыли через неделю. Я азартный человек. В жизни не думал, что буду снимать этот жанр. Но люди, которые со мной работали, - очень надежные, продюсеры компании Legendary Films сделали кучу крутых картин. Очень важно, с кем ты работаешь. Надо, чтобы ты чувствовал, что у тебя за спиной есть поддержка.

- Фильмы каких режиссеров вы безусловно выделяете из прочих?

- Один из моих любимых режиссеров - это Терренс Малик. Я недавно с ним познакомился. Гениальный режиссер! Сейчас снимает маленькое кино. Я, кстати, снялся у него. Я никому еще не говорил об этом. Он меня попросил, я снялся. А есть просто хорошие режиссеры. Что и говорить, очень хорошие.

«Горько!» - хороший фильм»

- Вы давно работаете в Америке. Ваш дом теперь тоже там?

- С недавних пор. Много лет у меня был цыганский образ жизни - Таиланд, Япония, Казахстан, Германия, Франция... Все это было связано с работой. А сейчас почувствовал, что надо где-то осесть.

- Вы живете в Аризоне?

- Нет, я живу в Лос-Анджелесе. А туда приезжаю, когда есть время. Аризона - это такая земля... Высокогорная пустыня. Я давно, после съемок в Африке, полюбил пустыню. Место особое, там жили индейцы. Там не видно соседей, у меня большой кусок земли, 20 с лишним гектаров. Я вообще люблю землю. У меня в роду сибирские крестьяне были. Потом у них все отняли.

- В Казахстане после «Монгола» вы, наверное, национальный герой?

- Да нет, просто меня там знают и хорошо относятся. Подарили квартиру с видом на горы - для вдохновения. У меня там много друзей и дочь - наполовину казашка (художник-дизайнер Ася Бодрова. - Авт.). Настоящие друзья, я туда езжу часто.

Джефф Бриджес (слева) и Сергей Бодров-ст. - почти ровесники, так что общий язык нашли быстро. Фото: UPI Россия

Джефф Бриджес (слева) и Сергей Бодров-ст. - почти ровесники, так что общий язык нашли быстро. Фото: UPI Россия

- Сколько нужно минимально денег, чтобы взять уже и снять кино?

- Кино можно снять буквально за копейки. Кино можно снять на телефон. Молодые ребята так делают. Вот я видел на 2,5 минуты короткометражку Жоры Крыжовникова - о том, как актер приходит на пробу. Смотришь, не отрываясь. Смешно придумано, хороший актер - и все. После этого он снял «Горько!».

- Вам «Горько!» понравилось?!

- Очень. Здорово сделана картина, смешная.

- Количество талантливых людей во всем мире примерно одинаково?

- Одинаково. Но есть места, где талант востребован, а есть, где нет. Поэтому многих привлекает Голливуд. Туда рвутся молодые, амбициозные со всего мира. Есть такая шутка, что там любого человека на улице останови, спроси: «Как твой сценарий?» - и он начнет тебе рассказывать. Потому что все пишут.

- И как же таланту пробиться, когда тут такой массив?

- Сложно, но пробиться можно.

- Это же не только вопрос удачи, да?

- Удача помогает. Но надо и упорство, и голову на плечах. Знаю кучу примеров, когда у людей все складывалось.

- «Седьмой сын» - это история со счастливым концом?

- У нас несколько концов было разных. В конце концов оставили счастливый.

- А как вам, кстати, после Лос-Анджелеса в Москве - по снегу соскучились?

- Нет-нет. Я всем говорю: я прожил в снегу практически всю жизнь, очень много лет. Хватит.

Личное дело

Сергей БОДРОВ родился 28 июня 1948 года в Хабаровске. Режиссер таких фильмов, как «Катала» (1989), «Кавказский пленник» (1996), «Давай сделаем это по-быстрому» (2001), «Медвежий поцелуй» (2002), «Монгол» (2007). Отец актера и режиссера Сергея Бодрова-мл., трагически погибшего в 2002 году.

С 1990-х годов живет в США.

О чем кино?

Могущественная ведьма Мать Мэлкин (Джулианна Мур) сбежала из тюрьмы, куда ее упек Мастер Грегори (Джефф Бриджес). Понятное дело, Мэлкин жаждет мести, а заодно не прочь поработить мир. Вся надежда на ученика Грегори - его седьмого сына Тома Уорда (Бен Барнс). Также заняты Алисия Викандер, Хит Хэрингтон и др.

В российский прокат картина выходит 1 января.