Премия Рунета-2020
Ярославль
+6°
Boom metrics
Авто19 ноября 2014 15:35

Новые правила подготовки водителей: головная боль учеников или автошкол?

Автошколы страны последние несколько месяцев переживают серьезные изменения
Автодрома у нас в городе нет, но он и не нужен - экзамен сдают на обычной площадке.

Автодрома у нас в городе нет, но он и не нужен - экзамен сдают на обычной площадке.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

В августе им было запрещено принимать учеников, пока не докажут, что могут соответствовать новым программам. Окончательно утвердил изменения премьер-министр Дмитрий Медведев, подписав 27 октября постановление, что и сдавать-то на права мы можем исключительно после обучения в автошколе. Однако почти 70% ярославских школ к ноябрю так и не получили заключения, что могут работать по новым программам. А что это за программы, и как отразятся изменения на будущих учениках, «Комсомолка» узнала на себе.

Проверка на внимательность

Выбирать долго не пришлось: короткий список ярославских автошкол, получивших заключение ГИБДД и имеющих право набирать учеников, предлагает всего 29 организаций из 113. В одну из них мы и отправились на обучение, точнее, опробовать «новинки», которые подготовили обновленные программы. Для чистоты эксперимента я взяла с собой коллегу – Сергея с 6-летним стажем вождения.

- Требования к ученикам фактически не поменялись - лишь прибавились часы в теоретическом и практическом курсах, - уверяет нас директор школы.

Однако для будущих водителей приготовили особые занятия - целых 12 часов лекций отвели на изучение психофизиологических основ деятельности водителя. Здесь учеников проверят на внимательность и сосредоточенность с помощью компьютера.

Разобраться с мелькающими на мониторе разноцветными шариками мне, начинающему водителю, удалось не сразу. На экране - красный, желтый и зеленый шары сменяют друг друга, а машина предлагает заметить, какой цвет горит дольше других, или вовремя остановить один шар перед другим. Все подсказки - внимательно читать инструкцию к заданию, при этом перед тобой лишь коробочка с кнопками таких же цветов. Программа проводит аналогии с ездой за рулем, а по тому, насколько успешно ученик справится с заданием, выдаст заключение с развернутыми рекомендациями. Упрощенно говоря, тест покажет, стоит ли вам вообще садиться за руль. Похоже, мне еще рано переходить к вождению, потому что разобраться с мелькающими шариками так и не удалось.

- Шесть лет назад нашу реакцию оценивали инструкторы, во время вождения, - говорит Сергей Хавронин. - Эта программа чем-то напоминает игры для телефонов. На первый взгляд казалось просто, но ошибки все равно допускаешь. Правда, если потренироваться, то можно все сделать без единой помарки. Мне кажется, что такое тестирование будет полезно тем, кто начал учиться на права – ты сможешь сам для себя понять, на сколько ты сосредоточен, внимателен и какая у тебя реакция.

Автодром или площадка?

С лета шли споры о том, что без специального «автодрома», оборудованного по последнему слову техники, ни одна автошкола работать не сможет. Однако новые программы разделили три понятия: закрытая площадка, автодром и автоматизированный автодром, к каждому из которых приложен целый «букет» требований.

- Площадка за шесть лет не изменилась. Ожидал, что будет автодром, с компьютерами и камерами, с пешеходными переходами и перекрестками. Но все осталось так же, - удивляется Сергей. Нас встретили все те же конусы, расставленные для упражнений «змейка», «гараж», «разворот в замкнутом пространстве» и параллельной парковки, та же эстакада. Пройти эти упражнения мне, как начинающему водителю, не составило никакого труда.

А вот Сергей неожиданно столкнулся с трудностями:

- Проходить упражнения на площадке это не то же самое, что ездить в городе. Нас учили «по колышкам»: сейчас крути руль, когда увидишь «колышек» в зеркало – остановись, теперь крути в другую сторону. В городе ничего такого нет, там кругом машины и люди. Поэтому одно упражнение, параллельную парковку, выполнить не смог. Попытался заехать, как обычно это делаю в городе, но «колышки» спутали все карты.

По новым правилам, осталось прежним то, что будущим водителям нельзя соваться на скоростные магистрали. Зато на занятиях «курсантов» научат менять колеса и 20-килограммовые аккумуляторы. Девушек, кстати, тоже.

ЧТО ЕЩЕ ПОМЕНЯЛОСЬ

Категория

Было: пять категорий обучения - «А», «В», «С», «D» и «Е».

Стало: 16 категорий - десять основных и шесть подкатегорий. Появились отдельные программы для мопедов и квадроциклов, трамваев и троллейбусов. Уже с 15 ноября поездки на скутере или мопеде без прав грозят такими же наказаниями, как для владельцев автомобилей.

Теория

Было: 106 часов (ПДД + техобслуживание машин и первая помощь)

Стало: 134 часа (ПДД + практические занятия: техобслуживание, основы психофизиологии водителя, первая помощь, пассажирские и грузоперевозки)

Вождение

Было: 50 часов (любых)

Стало: 56 часов (астрономических, 1 час - 60 минут)

Ученики

Сколько учеников может принять каждая автошкола, рассчитают по специальным формулам. Учтут количество учебных площадей, транспорта и инструкторов, а также размер учебной площадки или автодрома. Таким образом ограничат набор учеников для всех образовательных организаций.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ (по данным ГИБДД по Ярославской области):

70 заявок поступило в ГИБДД о согласовании программ с установленными требованиями

29 автошкол в Ярославской области получили заключение о работе по новым программам

3 заявкам отказано в выдаче заключения

87787 экзаменов на получение прав приняли в ГИБДД в 2013 году

52000 экзаменов на получение прав приняли в ГИБДД за первое полугодие 2014 года

За что еще заплатим с 1 января

Выдача водительского удостоверения

- бумажное - 500 рублей (вместо 400)

- пластиковое - 2000 рублей (вместо 800)

Международное водительское удостоверение - 1600 рублей (вместо 1000)

Временное водительское удостоверение - 800 рублей (вместо 500)

ФОТО: Евгений Новожилов

ФОТО: Евгений Новожилов

МНЕНИЕ

«Увеличение цены за обучение - не прихоть автошкол»

Евгений Новожилов, директор автошколы «Мастер-Авто»:

- Суть нововведений в том, что стало больше обязательных теоретических и практических занятий, а в новой Программе появились дисциплины, предметом которых являются психофизиологические основы и автомобильные перевозки. Занятия с будущими водителями будет проводить педагог-психолог, наличие которого в штате учебной организации теперь обязательно. А для тестирования и развития таких водительских качеств, как повышенная стрессоустойчивость, бесконфликтность, выносливость, внимательность и адекватные действия при авариях, в теоретическом курсе применяется аппаратно-программный комплекс. Работать с комплексом может лишь сотрудник, имеющий специальное разрешение. На сегодняшний день экзаменационные билеты остались без изменений, вопросов по новым дисциплинам пока нет. Наша школа одна из первых получила заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы вместе с согласованной программой и возобновила набор учащихся. Повышение стоимости обучения произошло в основном за счет увеличения количества часов вождения. Так, предыдущей программой было предусмотрено 50 академических часов (1 час - 45 минут), сейчас же 56 астрономических (1 час - 60 минут), включая 6 часов управления автомобилем с прицепом по желанию ученика. В пересчете добавилась еще половина от того, что было раньше! Однако оптимизация расходов школы позволила нам удержать стоимость на приемлемом уровне. Так что увеличение цены обучения - это не прихоть автошкол!