Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды18 ноября 2014 22:00

Широкие массы - мимо кинокассы

«Комсомолка» попыталась разобраться, почему зритель не голосует рублем за отечественный кинематограф
«Вий» стал самым успешным российским фильмом со сборами в 34,2 млн. долларов. Фото: kinopoisk.ru

«Вий» стал самым успешным российским фильмом со сборами в 34,2 млн. долларов. Фото: kinopoisk.ru

Люди - хоть в России, хоть в США - чаще всего покупают билеты в кино, чтобы получить удовольствие. Они, грубо говоря, хотят аттракционов, чудес, красивых актеров и хороших шуток. Российское кино выступает, увы, в качестве уличных сосисок, которые ешь, только когда сильно голоден. Есть одно исключение: полный чудес «Вий», который оказался способен конкурировать с голливудским «Ноем» (см. таблицу).

Хватит наживаться на чужих идеях!

Те наши фильмы, которые собирают в прокате хоть какие-то деньги, - в основном комедии, чаще незамысловатые. Чисто поржать. Можно, конечно, сказать, что ничего другого российскому зрителю не нужно - но стоит также помнить, что ничего другого ему особо и не предлагают.

Тут надо сказать спасибо СТС и ТНТ, которые умудряются так умело закармливать аудиторию комедийными сериалами типа «Кухни» или «Физрука», что зрителям все оказывается мало. И не случайно «Кухня в Париже», киноверсия сериала с Назаровым, стала одной из самых успешных комедий года: люди знали, что это гарантированно будет ровно то, за что они платят деньги и что они считают качественным продуктом, а не неведома зверушка.

В списке самых прибыльных российских лент года также «Любовь в большом городе-3», «Друзья друзей», «Все и сразу», «В спорте только девушки», разумеется, «Елки-3» и «Горько-2»...

Проваливаются ремейки советских фильмов вроде «Кавказской пленницы» или «Веселых ребят». Не только потому, что они безобразного качества: они еще и рассчитаны на молодежь, самую активную часть аудитории, для которой эстетика Гайдая или Григория Александрова уже пыль и антресоли. Все понимают: в данном случае ремейки - попытка нажиться на чужих идеях.

По той же причине не очень хорошо идут картины, выдержанные в эстетике позднесоветского кино, типа истерна с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской «Беглецы»: ничего завлекательного. И как результат - сборы 29 000 долларов при бюджете в полтора миллиона. Может быть, в 2015-м повезет «Экипажу» Николая Лебедева, но скорее благодаря шлейфу от его же «Легенды № 17» и тому, что актера Козловского, игравшего там и играющего здесь, очень любят девушки.

По «Удару» ударил плохой маркетинг

Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» при бюджете $22 миллиона долларов за первые 10 дней проката не собрал даже полутора миллионов. Еще более драматическая ситуация с фильмом Станислава Говорухина «Уик-энд»: в премьерный уик-энд лента собрала очень мало - $42 тысячи долларов... Михалков и Говорухин - классики, их картины в любом случае интересны, и их пример особенно показателен.

- В низких сборах «Солнечного удара» виноват плохой маркетинг, - считает Александр Голубчиков, главный редактор сайта filmz.ru. - Да, была рекламная кампания на канале «Россия», но что было в этом бесконечно крутившемся ролике? Летающий шарфик, фраза «Как это случилось» и вздох: ах, это был солнечный удар. Кто мог взять ноги в руки и помчаться смотреть такое кино? С предыдущим фильмом Михалкова случилась обратная история: там рекламная кампания была отчаянной, народ перекормили баннерами со слоганом «Великий фильм о великой войне», и первая часть «Утомленных солнцем-2» действительно собрала деньги. В случае с «Ударом» пошли по другому принципу: тихонечко, аккуратненько, даже не акцентируя внимания на том, что это фильм Никиты Сергеевича... И это оказалось очень неудачным решением. Понятно, что надо было «прокачать» двух главных героев - они же начинающие, никому не известные актеры. Но их начали рекламировать и приглашать в передачи типа «Вечернего Урганта» уже после выхода фильма.

- Но в русском кино все-таки есть и другие примеры - тот же «Поддубный».

- «Поддубный» собрал раза в два больше, чем от него вообще ожидали, но все равно недостаточно, чтобы окупить производство, не говоря уже о затратах на рекламу (а это еще дополнительные $1- 3 миллиона. - Ред.). Для фильма, ориентированного на аудиторию 40+, с актером, которому 46 лет, с отсутствием в рекламе акцента на любовной линии это просто чудо, что он собрал свои шесть с лишним миллионов - но все равно стоил-то он дороже! Может, он прошел на волне «Легенды № 17» - как раз того фильма, который по-настоящему внезапно выстрелил, заставив зрителей чувствовать гордость за страну и за ее героя.

Пятая часть «Трансформеров» собрала в России 45,5 млн. долларов. Фото: кадр из фильма.

Пятая часть «Трансформеров» собрала в России 45,5 млн. долларов. Фото: кадр из фильма.

Что же до провала «Уикэнда», то у этого фильма изначально не было потенциала для проката. Собственно, по этой причине черно-белый детектив целый год не брался выпускать ни один дистрибьютор. Невнятный постер, отпугивающий видеоряд трейлера... Зритель сегодня очень избалован. Его нужно удивлять, быть может, шокировать - ни первого, ни второго в рекламном ролике не было. Да и Максим Матвеев, как выясняется, не столь привлекательный для киноаудитории актер, чтобы только из-за его имени на плакате выстроилась очередь у касс кинотеатра.

Еще надо учитывать, что в России лучший в мире бесплатный кинопоказ на всех телеканалах. Не говоря о том, что огромное количество как зарубежных, так и наших фильмов запросто можно скачать со всем известных пиратских сайтов. Зачем идти в кино, когда можно просто включить большой плазменный телевизор и пощелкать пультом? Или чуть-чуть порыться в интернете и посмотреть что-нибудь из совсем недавнего?.. Если бы охрана прав велась тщательнее, если бы, скажем, Яндекс блокировал в поисковой выдаче сайты с сомнительным содержимым, сборы некоторых наших фильмов выросли бы на треть. Кстати, не стоит забывать и про высокую стоимость билета: сейчас, если в провинциальном городе открывается кинотеатр, народ идет смотреть на афиши - изучает, что новенького искать в интернете…

Пока что публику в кино по-настоящему влекут совсем свежие (еще не появившиеся в интернете в приличном качестве), яркие, полные спецэффектов картины, которые лучше смотреть на большом экране. Вот только российских картин такого рода совсем немного.

Топ-10 фильмов в российском прокате (за первые шесть месяцев 2014 года)

1. «Трансформеры: Эпоха истребления» - $45,5 млн.

2. «Стражи Галактики» - $37,9 млн.

3. «Малефисента» - $37,5 млн.

4. «Вий» (Россия) - $34,2 млн.

5. «Ной» - $34 млн.

6. «Как приручить дракона 2» - $30,0 млн.

7. «Черепашки-ниндзя» - $28,9 млн.

8. «Елки 3» (Россия) - $26,7 млн.

9. «Рио 2» - $26,6 млн.

10. «47 ронинов» - $26,2 млн.

По данным «Бюллетеня кинопрокатчика».

Рейтинг самых провальных отечественных проектов за 10 месяцев 2014 года

*В список включены фильмы с бюджетом более 3 миллионов долларов, созданные без копродукции. Все цифры указаны в долларах США. Данные портала filmz.ru.